Православный интернет-магазин Небо365 Православный интернет-магазин

Доставка по всей России. 18750 товаров в 583 категориях. Есть вопросы? Звоните, мы поможем!

Блог

Этимология слова «религия»

10/03/2015
автор Анна Веллер

Термин «религия», как и многие другие, латинского происхождения. Впервые это слово употребил Цицерон. Этим понятием он решил на лингвистическом уровне отделить веру в богов от суеверий. Именно в богов, а не в единого Бога, так как Цицерон жил в дохристианскую эпоху и был, как и все тогда, политеистом.

Цицероновский термин «религия» (religio) состоял из возвратной частицы re- (делать что-то обратное, повторять) и корня ligare (привязывать, устанавливать связь). Точно сказать, почему был употреблен именно этот термин, нельзя. Вероятно, речь шла о некоем возвращении к первоистокам, приобщение к божественному.

Конечно, органичнее такой термин был бы в контексте христианства: сразу возникает ассоциация с историей Адама и Евы, первородным грехом и попытками человечества очиститься, дабы заслужить возвращение в сады Эдема. Но Цицерон такого иметь в виду никак не мог. При этом многие учёные считают, что современное понятие слова «религия» — христианского происхождения. Некоторые из них приписывают этот термин св. Иерониму, упомянувшему его в Библии, другие считают, что термин этот возник в эпоху Реформации (то есть в конце XV — начале XVI века).

Так или иначе, в новом своем значении то же самое латинское же слово religio означает «святость», «благочестие». В разных словарях можно встретить обе версии перевода этого слова (вторую — чаще). Но обе версии — верные.

Помимо двух основных версий расшифровки этого термина, которые обычно указывают в словарях, есть ещё одна, более нейтральная. По этой версии слово «религия» образовано от латинского lego, что означает «писать». В этом случае мы акцентируем внимание на религиозных книгах как на летописи взаимодействия человека со сверхъестественным.

Апостол Петр

10/01/2015
автор Анна Веллер

Апостол Пётр — один из 12 учеников Иисуса Христа, брат апостола Андрея Первозваного. После смерти Спасителя он был избран первым Папой Римским, а ныне является носителем ключей от Царства небесного (проще говоря — рая). Ему принято молиться об умножении веры при маловерии, об обращении нехристиан, при искушениях и гонениях, а также в случае тяжелых болезней. Также у апостола иногда просят помощи в рыбной ловле.

Петр (тогда еще Симон) был из простой рыбацкой семьи: рыбаком был его отец Иона, рыбаком был его брат Андрей, рыбаком был и он. К моменту знакомства с Иисусом он уже был женат и слыл человеком очень праведным, за что Христос, вероятно, его и выбрал. Встретив ловящих рыбу Симона и Андрея, он сказал: «Следуйте за Мной, я сделаю вас ловцами человеков». Так и стали братья первыми апостолами Иисуса.

Со временем Пётр стал одним из самых любимых учеников Мессии, везде сопровождал его и получил прозвище Каифа, что с арамейского переводится как «камень». Позже это имя трансформировалось в «Петра», что тоже означает «камень», но уже на греческом. «Ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах», — говорил Иисус.

Пётр — самый истово верующий из апостолов, самый живо реагирующий на всякого рода чудеса Спасителя. Он немедля вызвался пройтись по воде вместе с Христом, в то время как никто другой из учеников на это не решался. В процессе он усомнился и начал тонуть, но остальные не дошли даже до этого.

По характеру Пётр был человеком очень прямым, эмоциональным и вспыльчивым. Ярче всего об этом говорит эпизод, когда апостол отрубил ухо Малху, рабу первосвященника, участвовавшему в аресте Христа. Кстати, сам Христос тогда поступок Петра не одобрил: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут, — сказал Христос. — Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он не представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Но как тогда сбудутся Писания, что так должно быть?».

В ночь накануне распятия Петр пообещал Иисусу, что не покинет его, но трижды отрёкся от него до того, как пропел петух. Тем самым он осуществил очередное предсказание Спасителя. Впоследствии апостол со свойственным ему жаром покаялся и был прощён.

После смерти Христа Петр много проповедовал, но к иностранцам и иноверцам не обращался, ограничиваясь иудейской аудиторией, оставив это другим ученикам. Вероятно, это было связано с не очень высоким уровнем образования бывшего рыбака.

Богородица

09/14/2015
автор Анна Веллер

Дева Мария, она же Мариам, она же Богородица, она же Мадонна, она же Богоматерь, она же Пресвятая дева, была дочерью святого Иоакима из Назарета и святой Анны из Вифлеема. Долгие годы супруги не могли зачать ребенка. В те времена бездетных считали неугодными Богу и отношение к ним было довольно негативное. Однажды первосвященник даже отказал Иоакиму в принесении жертвы Богу из-за его бездетности. Отчаявшись, Иоаким удалился в пустыню и молился там о ребенке. Тогда ему и жене одновременно во сне явился ангел. «Бог внял твоим молитвам, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире».

В 3 года Мария была введена в храм, где и воспитывалась до поры с другими благочестивыми девами. В 12 лет Мария решила посвятить себя Богу, приняв обет вечного девства. До совершеннолетия будущая богоматерь жила в храме, после чего её выдали её замуж за 80-летнего вдовца Иосифа. Иосиф был человеком пожилым и не только уважал решение Марии хранить невинность, но и взял на себя роль «хранителя её девства». Таким образом, единственной её функцией в мужнем доме было ведение хозяйства.

Через некоторое время случилось Благовещение: деве явился архангел Гавриил и сообщил, что будет у нее ребенок. Узнав о беременности жены, Иоаким очень огорчился, но вскоре тот же Гавриил пришёл к нему во сне и развеял сомнения относительно будущего ребенка: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их».

В преддверии родов святой чете пришлось отправиться из Назарета в Вифлеем в связи с переписью населения. Там и был рождён Иисус, там и нашли его пастухи, которые узнали от ангела о рождении Спасителя и пришли поклониться ему.

В Евангелии после описания рождения Христа очень мало говорится о его матери. Если она и присутствует в некоторых эпизодах, то не является активной их участницей: например, Мария присутствовала при первом чуде Иисуса, на свадьбе в Кане Галилейской, когда он превратил воду в вино. Также она присутствовала на казни сына на Голгофе. В последний раз она упоминается в Новом завете именно в контексте этой Истории: умирая, Иисус поручает ей одного из своих учеников, святого Иоанна: «Се матерь твоя», — говорит он.

Умерла Богородица через 12 лет после смерти Иисуса. К смертному одру приехали все апостолы, кроме Фомы — тот приехал лишь через три дня после того, как Пресвятая скончалась. По преданию, когда он попросил открыть гробницу, Марии там не оказалось. На её месте были лишь благоухающие пелёны. Так произошло Успение Богородицы (или её Вознесение)

Матрона

09/07/2015
автор Анна Веллер

Блаженная Матрона причислена к лику святых совсем недавно, в 2004 году, но, несмотря на это, она является одной из самых почитаемых святых. Сотни паломников ежедневно приезжают в Храм Покрова Пресвятой Богородицы, чтобы приложиться к её мощам. Чаще всего к ней обращаются больные и бесплодные с просьбами об излечении. Известны случаи чудесных выздоровлений, случившихся после обращений к Матроне.

«После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет. Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу», — предсказала святая незадолго до смерти. Так и случилось.

Родилась Матрона Московская вовсе не в Москве, а под Тулой. Детство её прошло в очень неблагоприятных условиях: она была четвертым ребенком в бедной крестьянской семье, да ещё и слепорождённым. Другие дети не играли с ней и смеялись над её слепотой, но девочка не чувствовала себя несчастной из-за этого: она и сама любила уединение. С детства любимыми игрушками Матронушки были иконы, которые она как-то различала, несмотря на слепоту.

В 17 лет у Матроны отнялись ноги. Святая посчитала это как испытание веры и приняла со всей кротостью. Вскоре после этого дал о себе знать дар Матрёнушки. К ней стали возить больных и расслабленных, а она их исцеляла. Прозорливость её также поражала односельчан: к ней часто ходили за советом, нередко она предвидела будущее. Однажды Матрена предсказала своей матери, что после её отъезда случится пожар, в котором почти все дома села сгорят, но их — останется стоять. Прошло много времени, все уже забыли об этом пророчестве, но оно сбылось с шокирующей точностью.

После революции святая переехала в Москву. В Москве она жила то у одних, то у других знакомых. Долгое время скиталась она, не имея собственного угла, пока наконец не обосновалась у одной женщины, которая была родом из её села. Вместе прожили они пять лет в небольшой квартирке на Староконюшенном переулке.

Всё время пребывания святой Матрены в Москве её дни проходили по одному расписанию: днем она принимала посетителей, а ночью молилась. В день к ней приходило по 40 человек: никому не отказывала Матрона в помощи. Не собиралась она это делать и после смерти: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам», — говорила она.

Скончалась Матрона в 1952. Первые годы к её могиле приходило совсем немного народу, но спустя почти полвека, с возрождением православия, о блаженной вспомнили. Она была канонизирована, мощи её перенесли в Покровский монастырь, к которому сразу после этого потянулся нескончаемый поток паломников. Как она и предсказывала.